Как импортерам из малого и среднего бизнеса бороться с валютным кризисом | Факторинг Финанс Факторинг Финанс
Новости
02.04.2015

Как импортерам из малого и среднего бизнеса бороться с валютным кризисом


Многие предприятия малого и среднего бизнеса используют товары, оборудование или материалы иностранного производства, то есть зависят от импорта. В прежние времена это не создавало каких-либо трудностей, но из-за шторма на валютном рынке бизнесмены столкнулись с рядом проблем. Колебания валютного курса вынуждают их либо терпеть убытки, либо повышать цены, что чревато потерей клиентов. Вдобавок ко всему, иностранные поставщики из-за сильно выросших рисков зачастую стали требовать полной предоплаты, что в условиях курсовой «качки» также грозит бизнесменам потерями.
 
Чтобы выжить, предпринимателям приходится осваивать новые финансовые продукты, о которых в прежние времена они могли даже не догадываться. 
 
Способов, которые помогут импортерам лучше приспособиться к кризисной «болтанке», много. Для предприятий малого и среднего бизнеса можно выделить четыре основных. Для небольшого бизнеса именно они являются наиболее подходящими.
 
1. Валютный форвард поможет снизить валютные риски
 
Колебания на валютном рынке – главная проблема для компаний, чей бизнес завязан на импорт. Банки предлагают минимизировать потери с помощью покупки форвардных валютных контрактов: импортеры фиксируют курс валюты на день заключения контракта, а покупают ее по этому же курсу позднее, когда товар должен быть оплачен. Если между заключением договора и поставкой товара проходит значительное время, разница в курсах может оказаться весьма чувствительной.
 
Например, малое предприятие заключило договор с иностранным производителем на поставку оборудования. Цена товара зафиксирована в валюте, частично оплата производится при заключении контракта, а частично – на дату отгрузки или поставки. Но на изготовление и поставку товара требуется определенное время. В условиях постоянного колебания валютных курсов велика вероятность того, что к моменту поставки товара его цена в национальной валюте возрастет. Валютный форвард позволяет зафиксировать курс на определенную дату, по нему и будет покупаться валюта, когда подойдет срок оплаты.
 
2. Аккредитив и банковская гарантия вместо предоплаты
 
Помимо курсовой «качки» импортеры столкнулись с кризисом доверия со стороны иностранных поставщиков. Из-за возросшего кредитного риска иностранные компании опасаются неисполнения контрактов и требуют от партнеров предоплаты поставок. Предоплата (а зачастую ее требуют в размере 100%) для многих компаний малого бизнеса невозможна: свободных денег у них, как правило, нет, а кредиты стали дороги. Эту проблему решают аккредитивы, когда обязательства по оплате берет на себя банк. Поставщик будет уверен, что товар будет оплачен, при этом импортеру не понадобится отвлекать средства из оборота.
 
3. Факторинг как способ борьбы с отсрочками
 
В финансировании нуждаются и компании, являющиеся поставщиками торговых сетей, которые повсеместно практикуют большие отсрочки по оплате товаров.
 
Факторинг и до кризиса был знаком компаниям малого бизнеса и использовался ими как способ благополучно пережить время между поставкой и оплатой товаров ритейлерами. Сейчас его открывают для себя и компании, которые не использовали его раньше. Сразу после поставки товара поставщик может обратиться в банк и получить деньги для того, чтобы зафиксировать курс следующих поставок. Тем более, что сейчас, как говорят поставщики, торговые сети еще больше увеличили отсрочки. Они и раньше в крупных торговых сетях составляли 60-90 дней, а теперь доходят до четырех месяцев, и это, похоже, еще не предел.
 
Столь долгий срок расчета за отгруженную сетям продукцию грозит компаниям МСБ большими кассовыми разрывами, и факторинг становится для них незаменимым продуктом. Финансирование предоставляется под залог дебиторской задолженности, которая возникла при отгрузке товаров сетям. Для малого бизнеса, у которого зачастую нет качественных залогов для получения кредита, факторинг становится единственным способом финансирования для сокращения кассовых разрывов.
 
4. Еще один способ снизить издержки от сильных колебаний валютных курсов для малого бизнеса – это покупать валюту ежедневно небольшими партиями по мере получения оплаты за ранее поставленные покупателям товары, а не ждать выгодного курса, чтобы поменять все сразу. Тем самым вы усредните стоимость валюты и сгладите курсовую разницу.
 

Обратная связь