В настоящее время большинство банков не кредитуют, так как в своих активных операциях скованы отсутствием кредитных ресурсов из-за необходимости постоянно возвращать депозиты. Однако жизнь не стоит на месте и более дальновидные из банков, понимая, что кризис закончится и развернется новая нешуточная борьба за клиентов, предпочитает постепенно проводить необходимую работу по увеличению клиентской базы уже сейчас, используя такие банковские продукты как факторинг, кредитные линии и банковские гарантии. Все перечисленные продукты обладают одной важной особенностью — они стимулируют клиента работать с данным банковским учреждением и наращивать свою бизнес деятельность. При грамотном использовании они позволяют повысить доверие к компании со стороны ее партнеров, а это залог выживаемости бизнеса в наше сложное время.
Факторинг как средство снижения рисков в бизнесе
Данным банковским продуктом на украинском рынке активно занимаются несколько банков. Механизм факторинговых операций позволяет увеличить объемы бизнеса за счет увеличения товарного кредита на дебиторов, повышает качество управления дебиторской задолженностью и платежную дисциплину контрагентов компании поставщика, так как кроме него в процессе контроля за своевременностью погашения дебиторской задолженности принимает банк.
По словам директора по продажам корпоративного бизнеса Фидобанка Андрея Костюка, это интересный финансовый продукт для компаний, работающих в производстве и торговле FMCG (продукты питания, напитки, бытовая химия и т.д.). Банк предоставляет эту услугу в гривне в размере до 85% стоимости задолженности, переданной на факторинг. Отсрочка платежа предоставляется на 90 дней и при этом у компании-заемщика есть еще 30 дней для урегулирования со своим контрагентом вопроса погашения задолженности. Объем операций по факторингу у банка составляет несколько десятков миллионов гривен.
Стоимость таких заимствований по различным банкам зависит от стоимости ресурсов на рынке и колеблется от срока отсрочки платежа и платежной дисциплины дебитора. Значительных изменений условий или ужесточения требований банков к компаниям банкиры до конца года не планируют. Это позволяет банку не только наращивать объемы остатков клиентов на расчетных счетах, но и продавать им дополнительные банковские услуги и проводить перекрестный банковский маркетинг. Например, так как значительная часть таких клиентов является торговыми предприятиями, то у них растет безналичная и наличная торговая выручка, а это в свою очередь позволяет банку предложить таким предприятиям услуги инкассации, устанавливать банкоматы на территории магазинов, устанавливать платежные терминалы и т.д. В выигрыше остаются все: и банк, и клиенты.
Для многих компаний факторинг более привлекателен, нежели привычное кредитование.
«Мы компания-производитель молочных продуктов, некоторые из которых предназначены для промышленной переработки В2В: сгущенное молоко, сухие молочные продукты. Поэтому многие наши покупатели сектора В2В хотят достаточно длинную отсрочку платежа — от 60 дней и больше. Факторинг позволяет нам не терять оборотные средства на финансирование дебиторской задолженности. С банком в данном случае вопросы решаются достаточно оперативно. Нам не нужно под привлекаемый кредит искать залог, нести расходы на его оценку, страхование, обеспечение сохранности», — рассказал Андрей Белоцерковский, финансовый директор компании Купянский МКК, специализирующейся на производстве молочных продуктов.
Для компаний факторинг удобнее кредита с точки зрения ведения документации.
«Для нашей компании факторинг снижает дополнительные расходы и документооборот, которые существуют при кредитовании. Если сравнивать процентные ставки при кредитовании на пополнение оборотных средств и факторинг — у второго очевидное преимущество в меньших затратах со стороны компании при оформлении и обслуживании. При факторинговой форме сотрудничества банку предоставляются документы, накладная — и деньги на счете, все намного проще и оперативнее, чем в случае с кредитом», — пояснил Белоцерковский.
По словам Андрея Солопа, финансового директора компании ДП «Электролюкс ЛЛС», специализирующейся на торговле бытовой техникой, ключевое преимущество факторинга — возможность получения денег ранее оговоренного с клиентом срока оплаты.
«Нам факторинг интересен, в первую очередь, как инструмент снижения дебиторской задолженности в балансе и, соответственно, снижение риска неплатежей со стороны дебиторов. Поэтому мы рассматриваем факторинг без права регресса как инструмент торгового финансирования для уменьшения рисков торгового финансирования клиентов компании».